Пн-чт: 09:00—18:00; пт: 09:00—17:00
whatsapp telegram vkontakte email

Система охлаждения ЗИЛ

Система охлаждения ЗИЛ-130

Система охлаждения
двигателя ( рис. 28) жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Водяной насос ( рис. 29) центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.

Для заправки смазкой полостей подшипников водяного насоса нужно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие. Заправку надо производить до появления свежей смазки из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.

Привод вентилятора водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень также охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.

Натяжение приводных ремней ( рис. 30) производится переме­щением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 4 кгс (40 Н) должен быть в пределах 8-14 мм. От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Радиатор трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка заливной горловины радиатора герметичная, с двумя клапанами: впускным (воздушным) и выпускным (паровым).

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кгс/см2 (100 кПа). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119 °С, что уменьшает ее выкипание.

Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытая прекращается, и жидкость в этом случае закипает при температуре 100 °С.

Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа 19 аварийного перегрева охлаждающей жидкости. При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, во избежание выбрасывания горячей воды из горловины.

Жалюзи радиатора створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.

Термостат ( рис. 31) с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.

В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на холостом ходу около одной минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и, если нужно, долить ее. В сильные морозы необходимо укрывать радиатор, используя для этого теплый капот, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости. Работа непрогретого двигателя вызывает интенсивный износ поршневых колец и цилиндров.

Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).

Охлаждающая жидкость ядовита, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количеств; этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.

При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Зарывать кран следует только после появления из него жидкости

Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров; при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя.

Зимой после слива жидкости из системы охлаждения необходимо закрыть кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.

Краны для слива охлаждающей жидкости снабжены дистанционным управлением (рис.32), рукоятки управления выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя дистанционного управления не имеет.

Система охлаждения ЗИЛ-130, водяной насос и радиатор ЗИЛ-130

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с при­нудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 30). Водяной насос ЗИЛ-130 (рис. 31) — центробежный, установлен на перед­нем торце блока цилиндров. Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса ЗИЛ-130 нужно предварительно отвернуть пробку 2, закры­вающую контрольное отверстие. Заправку надо проводить до появле­ния свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место. Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охва­тывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления. Регулирование натяжения ремней проводится перемещением ге­нератора и насоса гидроусилителя рулевого управления. При нор­мальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентиля­тора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 32). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.

Рис. 30. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130 двигателя: 1 — радиатор ЗИЛ-130; 2 — водяной насос ЗИЛ-130; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указа­теля температуры охлаждаю­щей жидкости; 11 — дозиру­ющая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка слив­ного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами — впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлажде­ния давление 100 кПа (1 кгс/см2). При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости в радиаторе ЗИЛ-130 повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание. Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 СС. Впускной клапан системы охлаждения ЗИЛ-130, нагруженный более слабой пружиной, пре­пятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впуск­ной клапан открывается и сообщает полость радиатора ЗИЛ-130 с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2). Темпе­ратура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контроли­руется указателем, установленным на щитке приборов. При дости­жении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке при­боров в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости системы охлаждения ЗИЛ-130.

Рис. 31. Водяной насос ЗИЛ-130: 1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — про­кладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка водяного насоса ЗИЛ-130; 7 — уплот­нения; 8 — уплотнительная шай­ба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотне­нием; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса.

При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасы­вание горячей воды из горловины. Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины во­дителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.

Актуально:

Регулировка клапанов ЗИЛ-130, клапана

Поршни ЗИЛ-130

Конструкция двигателя

Описание системы охлаждения

Система охлаждения двигателя ЗИЛ 130 за свою историю выпуска так и не модернизировалась, а поэтому неисправности возникали все те же. Поэтому, владельцы автомобиля продолжали бороться с возникшими недостатками самостоятельно, местами достаточно удачно.

Чтобы понимать, как устроена система охлаждения двигателя на 130-м, стоит рассмотреть схемы.

Рис. 1. Схема системы охлаждения

1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 3 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора

Рис. 2. Водяной насос

1 — корпус подшипника; 2 — пробка; 3 —масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; S — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10, 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса; 14 — ступица шкива вентилятора; 15 — вентилятор; 16 — шкив; 17 — ремень привода генератора; 18 — ремень привода насоса гидроусилителя; 19 — ремень привода компрессора

Рис. 3. Схема проверки натяжения приводных ремней

1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления

Рис. 4. Схема дистанционного управления сливными кранами

1 — сливные краны; 2 — рукоятка привода сливных кранов; 3 — сливной кран патрубка радиатора; 4 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора

Рис. 5. Схема работы термостата

а — термостат в закрытом положении; b — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2-активная масса (церезин); .3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5-шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8,13- патрубки; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11-буфер; 12 — обойма; I — к радиатору; II — к водяному насосу

Состав системы охлаждения

Как стало ясно со схемы, основными элементами системы охлаждения являются — термостат, радиатор, водяной насос, различные патрубки, сливные краны, вентилятор, компрессор, датчик температуры и отопитель. Все эти элементы составляют систему охлаждения.

Многих автолюбителей интересует вопрос — сколько литров охлаждающей жидкости вмещает система? Ответ на вопрос простой, согласно рекомендации завода-изготовителя объём ОЖ составляет — 28 литров.

Радиатор

Радиатор системы охлаждения — деталь, которая обеспечивает охлаждение охлаждающей жидкости при помощи встречного потока воздуха. На ЗИЛ 130, система охлаждения установлена старого образца, а поэтому радиаторы монтировались с меди, и имели 3-х рядную систему.

Учитывая ресурс мотора, эксплуатацию на воде и возраст деталей, данные элементы выходят часто со строя. Это, в первую очередь связано с износом и коррозией, поскольку редко встретишь ЗИЛы, которые эксплуатируются на тосоле. Обычно, чтобы сэкономить данные транспортные средства охлаждаются обычно водой, зачастую даже не дистиллированной. Замена радиатор занимает достаточно много времени, поскольку месторасположение детали достаточно неудобное.

Вентилятор

Вентилятор устанавливается принудительный и крепится на шкиве водяного насоса, который приводится в работу при помощи ремня от коленчатого вала. Основной проблемой, которая может возникнуть, является обрыв лопастей вентилятора или креплений к шкиву.

Термостат

Термостат — обеспечивает регулировку потока охлаждающей жидкости с малого круга на большой и наоборот. Делается это для обеспечения максимального эффекта охлаждения или прогрева силового агрегата. Эта деталь наиболее подвержена неисправности, поскольку зачастую залипание термостата приводит к закипанию мотора. Это всё приведёт к негативным последствиям.

Для того чтобы заменить термостат необходимо слить уровень охлаждающей жидкости с системы, а затем открутить верхний патрубок с крышки термостата. Затем, необходимо открутить верхнюю крышку крепления термостата и вынуть непосредственно изделие. Следующим этапом станет установка новой запасной части и заливка тосола. Как показывает практика, порядка 0,5-1 литр жидкости в процессе смены теряется, поэтому рекомендуется докупить необходимое количество.

Водяной насос

Водяной насос или помпа служит для циркуляции охлаждающей жидкости по системе. Он имеет центробежную конструкцию. При лёгких поломках, данную деталь можно с лёгкостью отремонтировать при помощи ремонтного комплекта.

Располагается помпа на передней крышке блока цилиндров. Состоит деталь корпуса, вала с подшипниками и крыльчатки. Обычно, при проведении ремонтных операций применяется именно ремкомплект.

В случае, если имеется коррозия крышки или изношены посадочные места крепления вала, тогда необходимо сменить деталь.

Датчик температуры

Датчик температуры на ЗИЛ 130 устанавливался самый примитивный, и кроме показательных функций, других не выполнял. Под показательной функцией имеется ввиду, что датчик определял температуру двигателя и передавал показатель на приборную панель, где уже сам водитель контролировал процесс. Как показывает практика, на оставшихся работоспособных ЗИЛах на приборной панели не работает показатель температуры.

Сливные краны

Сливные краны, необходимые для слива ОЖ с системы. Они располагаются на блоках цилиндров и радиаторе. Как показывает практика, если достаточно долго не сливать тосол, или в случае эксплуатации транспортного средства на воде, данные детали залипают и их достаточно тяжело открутить.

Техническое обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130

Указанную конструкцию рекомендуется заправлять антифризом, если эксплуатация транспорта производится в холодное время года. С учетом возможности расширения незамерзающей жидкости объем загрузки составляет не более 95% от общей вместимости. Поскольку антифриз содержит в своем составе летучие ядовитые вещества, летом его нужно слить и заменить водой. Аналог под наименованием ТОСОЛ пригоден к применению ежегодно, так как не вызывает коррозийных процессов. Независимо от емкости системы охлаждения ЗИЛ-130, различают несколько видов технического обслуживания узла. Среди них:

  • Ежедневное ТО. В этот процесс входит проверка уровня хладагента, наличия протечек. Если требуется, доливают воду или антифриз. Визуально на предмет герметичности осматривают сливные краники, места соединения патрубков и шлангов. Повторный осмотр проводят после включения мотора и его прогрева. Имеющиеся подтеки устраняют путем замены или закрепления проблемных деталей. Зимой, в конце рабочего дня, воду сливают (если не предусмотрено хранение ТС в теплом гараже).
  • Один раз в полгода рекомендуется снимать и проверять термостат, контролировать работу жалюзи, удалять накипь на патрубках системы охлаждения ЗИЛ-130.
  • ТО-1. На этом этапе производят смазку подшипников валов вентилятора и водяной помпы. В качестве обслуживающего материала используют солидол, который нагнетают специальным приспособлением до момента появления свежей смазки из контрольного гнезда на корпусе.
  • ТО-2. Проверяют герметичность всей системы, устраняют имеющиеся подтеки. Кроме того, проверяют крепление радиатора, жалюзи, утепления капота (зимой). Также испытывают работу электрофрикционной муфты и вентилятора. Другие манипуляции: смазка подшипника насоса, проверка герметичности отопительного узла, контроль функционирования жалюзи, тестирование парового и воздушного клапана радиаторной пробки.
  • Ссылка на основную публикацию
    Похожее