В последнее время услуга по закачке автомобильных колёс азотом (как легковых, так и грузовых) становится всё более популярной. Интересен тот факт, что до этого времени этим веществом заполняли лишь шины гоночных автомобилей и самолётные шасси. Многие могут подумать, что азот применяется в важных и ответственных случаях и, скорее всего, эта услуга действительно полезная.
Некоторые наши соотечественники и владельцы автомобильных мастерских, переняв успех европейских коллег, начали использовать азот для подкачки колёс не только грузовых, но и легковых машин. Кроме того, иногда это вещество закачивается даже в шины мотоциклов. Такая услуга появилась на просторах нашей страны и ближнего зарубежья примерно 10 лет назад. Как утверждают работники шиномонтажа, подкачка колёс азотом способна волшебным образом улучшить транспортное средство. Что же такого в азоте? Попробуем разобраться в этой статье.
- 2 Мифы и реальность подкачки азотом
- 3 Подводя итоги
- 4 Видео: азот или воздух , что лучше?
Аргументы продавцов воздуха
Ниже перечислены выгоды, которые получит клиент, если закачает в колёса азот. Именно эти доводы вы услышите при посещении сервиса, который предлагает азотную подкачку.
- Внутренние металлические детали колёс остаются изолированными от коррозии, которая может возникать, если вы используете кислород.
- Машина будет вести себя более устойчиво и спокойно при вождении.
- Работа колёс заметно улучшается, даже в том случае, если увеличивается нагрузка или температура.
- Вам будет намного легче управлять своим автомобилем.
- В процессе контакта дорожного покрытия и шин вы меньше будете чувствовать вибрации и слышать шум.
- На поворотах и при выезде на обочину автомобиль ведёт себе устойчивее.
- Если имеет место экстремальный старт, то пробуксовка колёс будет минимальной.
- Давление в шинах не зависит от температуры, нагрузки или скорости.
- Даже на дороге с большими неровностями авто будет двигаться более плавно.
- Равномерное и долгое изнашивание шин.
- Если вы наедете на бордюр, то повреждение диска, скорее всего, не произойдёт.
- Тормозной путь значительно меньше.
- Подвеска будет меньше перегружаться.
- Амортизация колеса заметно улучшается.
- При перегреве или повреждении меньше шансов на то, что шина загорится.
- Длительность эксплуатации шины возрастает.
- Вы более безопасно будете водить автомобиль.
- Подкачка шин практически не нужна.
- Маневрирование становится лучше.
- Давление шин стабилизируется.
Генератор азота для накачивания шин
После таких убедительных слов хочется прямо сейчас сесть за руль и поехать искать сервис, где предлагают такую услугу. Но не будем спешить. Давайте разберёмся, так ли всё красиво на самом деле.
Мнение продавцов и маркетологов
По заверению сторонников закачивания азота в автошины, данная манипуляция дает массу преимуществ. Но стоит подвергнуть эти заверения некоторым сомнениям, для этого надо вспомнить школьную программу и постараться понять существует ли разница в воздушной и азотистой смеси. Далее мы перечислим плюсы, получаемые автовладельцем при использовании азотистой смеси вместо обычного воздуха. Это такие аргументы слышат водители, посещая автосервис для подкачки колес.
Газогенератор
- Внутренние детали колес, выполненные из металла, находятся в изоляции от коррозийных процессов, которые возникают при использовании кислорода.
- В процессе движения автомобиль ведет себя более спокойно и сохраняет максимальную устойчивость на дороге.
- В работе колес, при увеличении нагрузок или температур, наблюдаются заметные улучшения.
- Водителю становится проще управлять своей машиной.
- При контакте покрышек с дорожным покрытием, водитель ощущает меньше вибраций и почти не слышит шумов.
- При входе в поворот либо езде по обочине автомобиль становится более устойчивым.
- При необходимости экстремального старта, отмечается наименьшая пробуксовка.
- Внутришинное давление не будет иметь зависимости от температурного режима, нагрузки или скорости.
- Даже, двигаясь по неровной дороге, в работе машины будет отмечаться стабильная плавность.
- Одинаковый и продолжительный износ покрышек.
- При наезде на бордюр, вы никогда не повредите колесные диски.
- Сокращается длина тормозного пути.
- Уменьшатся нагрузки на подвеску, что повлечет за собой значительное уменьшение перегрузок.
- Значительно улучшится амортизация колес.
- В случае перегрева либо повреждения снижается вероятность возгорания покрышек.
- Продолжительность эксплуатации покрышек возрастает.
- В разы увеличивается безопасность при управлении автомобилем.
- Регулярность подкачки колес намного увеличивается по времени.
- Маневренность транспортного средства улучшается.
- Давление в колесах сохраняется на стабильном уровне.
Что закачивать в колеса?
После подобных заверений возникает желание сразу заполнить колеса своего авто этой чудодейственной воздушной смесью. Однако, не следует торопиться. Сейчас мы попытаемся разобраться, так ли все получается в действительности.
Мифы и реальность подкачки азотом
Несколько аргументов можно объединить в один общий: на автомобиле с азотом ездить намного комфортнее. Но это не так, достаточно накачать в колёса на пару десятых атмосфер меньше и вы почувствуете мягкость при движении.
Владельцы пунктов шиномонтажа утверждают, что подкачка азотом уменьшает нагрузку на автомобильную подвеску. Эти слова – миф в чистом виде. Если заглянуть в школьный учебник по химии, то узнаем, что масса молекул азота всего на 7% меньше, чем воздуха. Как вы думаете, сильно отразятся эти 7% в колёсах на общем весе автомобиля? С уверенностью можно сказать, что нет! Масса газа в колёсах ничтожна мала по сравнению с массой автомобиля.
Азот в колёсах повышает безопасность езды. Но это не совсем так. Действительно, колёса гоночных болидов накачаны азотом. Это сделано для того, чтобы при возможном возгорании автомобиля уменьшить последствия пожара. Азот – газ, который не горит. При аварии он способен уменьшить силу огня. «Специалисты» утверждают, что колёса с азотом не взрываются. Но подумайте сами, если шину разорвало, то абсолютно всё равно, чем она была накачена.
Достаточно накачать в колёса на пару десятых атмосфер меньше, и вы почувствуете мягкость при движении
«Продавцы воздуха» говорят, что автомобильные колёса, закаченные азотом, дольше не спускают. Ссылаются на школьные знания, ведь азот больше молекулы воздуха в несколько раз. Но поверьте, любое накаченное колёсо спускает само по себе. За 365 дней давление в колёсах с воздухом может упасть на 0,8 атмосфер естественным образом. Возможно, с азотом будут спускать меньше. Но если поразмыслить здраво, то разница будет несущественной и малозаметной.
Самый главный рекламный ход: подкачка колёс азотом уменьшает расход топлива, потому что вес инертного газа меньше кислорода. Про массу молекул уже говорилось выше. Поэтому этот аргумент тоже ошибочный. Чтобы по-настоящему экономить бензин, есть много более эффективных способов.
Азот или воздух в шинах. Развенчиваем мифы
Что лучше – бесплатный воздух или же «волшебный» азот в покрышках? Мнений очень много. Те, кто закачивал в шины азот вместо воздуха, рекомендуют также делать своим знакомым и друзьям. Многие слышали, что в болидах «Формулы 1» используются именно азот для накачивания шин. Да что там «Формула 1»! В покрышках самолетов, в большегрузах и суперкарах – тоже азот. Мнения разделились. Какие же преимущества азота перед кислородом в покрышках, есть ли вообще разница, или это банальное выкачивание денег? «Продавцы воздуха» называют такие плюсы: — стабильное давление в покрышках, вследствие чего уменьшается износ; — плавный ход автомобиля; — хорошее сцепление с дорогой; — в случае прокола покрышки скорость утечки меньше; — не зависимо от температуры в покрышке постоянное давление; — хорошая экономия топлива. На первый взгляд за небольшие средства сколько сразу полезных и важных свойств! Современные автовладельцы любят всякие экзотические вещи, вроде чудо-присыпок, спойлеров на дворники, которые якобы улучшают аэродинамику и т.д. Так же они ухватились и за это «новаторство» с азотом в покрышках. Если вспомнить физику из школьного курса, то понятно, что «воздух» состоит из 78% азота, 21% кислорода, 1% углекислого газа и других газов. А рекламируемая шиномонтажниками смесь состоит из 95% азота и 5% кислорода. А теперь можно проанализировать все распространенные «мифы об азоте». Миф 1. Стабильное давление в шине. Так как коэффициент теплового расширения азота ниже, чем воздуха, то и воздействие окружающей температуры на шину практически не влияет на давление внутри нее. Азот не расширяется вообще, в отличие от воздуха. Поэтому именно азот идеален для накачивания в покрышки. Однако любой человек, хоть немного знающий физику, понимает, что заявление о независимости от температуры давления газа в каком-либо замкнутом пространстве вступает в противоречие с законами Гей-Люссака (для любых газов коэффициент объемного расширения один и тот же) и Шарля (отношение давления к температуре – есть величина постоянная). Можно сделать вывод: все заявления о том, что азот будет себя вести иначе, чем кислород, при повышении или понижении температуры – самые настоящие выдумки, которые рассчитаны на необразованного человека. Конечно, небольшая разница в коэффициенте объемного расширения все-таки есть, но она составляет всего 0,0001. Соответственно изменение давления в покрышках будет около 0,00025 атм. Это существенное изменение? Безусловно, нет. Для тех, кто не верит науке, можно посоветовать самостоятельно провести небольшой эксперимент: одну шину накачать азотом, а другую воздухом и попеременно погружать то в кипяток, то в ледяную воду. Вряд ли давление будет стабильным. Миф 2. Шина, накачанная азотом, не сдувается никогда. Молекулы азота очень большие, гораздо больше, чем у кислорода, и они чрезвычайно медленно проходят через микропоры в резине. Опять обращаемся к физике. Размер молекулы азота составляет 0,364 нм, а молекулы кислорода – 0,346 нм. Эта разница не ощутима ни одним манометром. Старая шина, имеющая трещины, будет сдуваться в любом случае, чем бы ни была накачана. А качественная – в состоянии поддерживать давление годами, стравливая его разве что через вентиль или стык обода и покрышки. Возможно весь секрет в том, что «крупные» молекулы азота как бы забивают микропоры шины и не пропускают наружу молекулы других газов? Хотя в той смеси, которую рекламируют продавцы, азота больше всего на 16-17%, чем в обычном воздухе. Миф 3. Возможность взрыва покрышки минимальна. Поскольку азот – инертный газ и не поддерживает горение. При больших скоростях шина не нагревается, поскольку в ней нет горючего кислорода. Итак, попробуем разобраться во всем этом. Если посмотреть на таблицу Менделеева, то сразу видно, что инертные газы находятся в 8 группе, а азот относится к 5 группе. Это одно. Самое главное другое – шина лопается, а не взрывается, звук, который слышен при этом – это скачок давления от ударной волны. Нормальная покрышка для легкового автомобиля способна выдержать давление до 9 атм. Чтобы шина лопнула, ее нужно нагреть до температуры не менее 1000° С. При такой температуре расплавится даже стальной диск. Миф 4. Экономия расхода топлива. Колесо, накачанное азотом, легче по весу, чем колесо, накачанное воздухом. Соответственно нагрузка на подвеску меньше и расход топлива снижается. На первый взгляд – все логично. Но давайте посчитаем, какая же разница в массе колес, накачанных азотом и воздухом. 1 кубический метр воздуха содержит 78% азота – это 1,29 кг, а чистого азота – 1,25 кг. Для примера возьмем распространенное колесо с покрышкой 165/70R13 и посчитаем массу газа в нем. Объем такой покрышки примерно 20 литров, избыточное давление составит 2 кгс/см2, т.е. легко посчитать, что в такой шине приблизительно 60 литров газа. Значит, содержание азота в данной шине составит 0,0750 кг, а воздуха – 0,0774 кг. Вот и вся разница! Нужны просто ювелирные весы, чтобы уловить такую разницу в весе. Естественно, ни о какой разнице в весе и экономии топлива не может идти и речь. Миф 5. Замедленное старение шины по причине отсутствия в азоте пыли, влаги и масла. Это подтверждают испытания, проводимые Continental, Bridgestone, Michelin. Если задуматься, то воздействие окружающей среды (различные реагенты, находящиеся на дорожном покрытии, ультрафиолетовое излучение, битум и т.д.) на шину гораздо более масштабное, чем воздействие внутреннего наполнителя. К тому же для особо щепетильных автовладельцев не проблема закачать в покрышку чистый воздух, для этого достаточно приобрести компрессор с осушителем и фильтром. Неужели заказав в шину азот, можно сохранить каркас шин от окисления, как обещают «продавцы воздуха»? В это трудно поверить, поскольку он хорошо спрятан в толще резины и не может контактировать с воздухом, к тому же проволочки каркаса покрыты латунью и нелегко поддаются окислению. Миф 6. Улучшение сцепления покрышек с дорожным покрытием. Азот более стабилен в сравнении с воздухом (который способен поддаваться окружающей среде). Этот миф вообще трудно как-то прокомментировать. Нечего обсуждать, с какой стороны ни посмотри. На сцепление покрышек с дорожным покрытием влияет все, что угодно (состояние самой дороги, конструкция шины, качество резины, из которой сделана шина, распределение напряжения в пятне контакта), но только не газ, который закачан в эту шину. Зато хитрые продавцы иногда умышленно недокачивают шины азотом и предупреждают клиента, чтобы он ни в коем случае не подкачивал шины воздухом, ну и не проверял давление. Так что азот в покрышках, вместо обычного воздуха – это никакое не новаторство, а скорее дань моде, которая обычно не советуется с наукой. Зато небольшие деньги, которые отданы «продавцам воздуха» за азот вполне могут быть компенсированы впечатлением, произведенным на друзей при произнесении фразы: «А в моем автомобиле – азотные покрышки, как у Шумахера!».
Видео: азот или воздух , что лучше?
- Автор: Александр
- Распечатать
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(5 голосов, среднее: 3 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Зачем нужна лампочка давления масла и что делать, если она загорелась при работающем двигателе
Стикербомбинг: история, особенности и виды
Накачка шин азотом — преимущества
Попробуем разобраться, что дает накачка шин азотом, какие преимущества получает владелец транспортного средства в этом случае.
- Повышение уровня безопасности за счет разницы коэффициента температурного расширения у молекул азота и кислорода. При продолжительной езде шины не нагреваются.
- Стабильное давление независимо от температуры окружающего воздуха.
- Более медленная утечка азота из автошины по сравнению с кислородом объясняется укрупненным диаметром молекул.
- Низкая химическая активность азотного наполнения существенно продлевает срок службы резины.
- Снижение веса колеса благодаря меньшей молекулярной массе азота.
- Во внутреннем объеме покрышки не скапливается влага, которая обычно концентрируется из воздушной смеси.
Технология процесса
Азотный генератор
Со школьного курса химии известно, что состав воздуха включает такие компоненты:
- 78% азота;
- 20% кислорода;
- 2% углекислого газа и различных примесей.
Закачка шин азотом осуществляется с применением специального оборудования — генератора азота. Указанное устройство позволяет получить из воздуха смесь, состоящую из 95% азота. Перед накачиванием резины, воздух подается в генератор под давлением 8 атм. Затем фильтруется в несколько этапов, из него удаляются различные примеси, снижается влажность. Очищенная воздушная смесь, поступая на фильтрующие мембраны, утрачивает молекулы азота. На выходе получается практически чистая (без примесей) азотная смесь.
Подкачка авторезины азотной смесью широко распространена в странах Европы. Указанная процедура часто применяется для гоночных машин и коммерческого транспорта, а также автобусов. Заводы-изготовители генераторов азотной смеси, совместно со многими владельцами СТО часто предлагают эту услугу, указывая на преимущества, которые в итоге получит автолюбитель. Под воздействием рекламы, большинство автомобилистов пытается ощутить на практике плюсы от закачки азота внутрь покрышек. При этом чтобы накачать колеса указанным газом, нужно потратить немалые деньги. Возникает вопрос: «Не является ли разрекламированная процедура сомнительной услугой не приносящей особой пользы водителю?».
Рекомендуем посмотреть видео о накачке автопокрышек азотной смесью:
Отзывы специалистов
Мнения автолюбителей относительно азотной смеси сильно различаются. Если все требования будут соблюдены, водители заметят следующие улучшения:
- максимальная устойчивость на дорожном покрытии;
- защита металлических деталей колеса от коррозионных процессов;
- отсутствие проблем при резком изменении температур и нагрузок;
- стабильная плавность хода;
- улучшение амортизации и маневренности колес.
К сожалению, накачка шин азотом вряд ли спасет наружные металлические поверхности.