Механическая коробка переключения передач (МКПП) предназначена для преобразования и передачи вращающего момента от двигателя к трансмиссии автомобиля со ступенчатым изменением передаточного числа.
Модели Волжского автозавода укомплектовывались четырех и пяти ступенчатыми коробками передач. На ВАЗ 2107 «пятиступку» стали устанавливать с 1982 года. Эта коробка — одна из удачных конструктивных решений «классической» механики.
Как все механизмы, имеющие вращающиеся и трущиеся детали, КПП также подвергается интенсивному износу. Устройство агрегата сложное, поэтому обслуживание и ремонт лучше делать в специализированных мастерских с привлечением обученного персонала.
Хотя каждый автолюбитель, умеющий держать в руках инструмент, изучив устройство и порядок выполнения работ, может у себя в гараже произвести обслуживание и ремонт.
Пятиступенчатая МКПП
На «Жигулях» седьмой модели установлена пятиступенчатая коробка передач, имеющая пять скоростей вперед и одну назад.
Изготовлена она из дюралюминия, имеет аналогичные крышки спереди и сзади. Спереди к коробке при помощи шпилек крепится кожух сцепления. Снизу на устройстве установлена крышка из стали. Между корпусом коробки и каждой крышкой уложены уплотнительные прокладки.
Передняя крышка соединена с кожухом сцепления при помощи запрессовки. В ней отверстие для выхода первичного вала и установки манжеты.
Внутри коробки в определенном порядке установлены валы с шестернями, синхронизаторами и устройствами для переключения передач. Справа имеется заливное отверстие для масла, снизу — сливное отверстие с магнитной пробкой.
Внизу слева на крышке выходит трос спидометра, который приводится вторичным валом при помощи шестеренчатого зацепления.
Рычаг переключения скоростей находится сверху. Состоит из устройства выбора передач, штоков и механизма фиксации. К рычагу сверху крепится рукоятка. Вся эта конструкция крепится к крышке при помощи трех шпилек.
Вид коробки передач:
- Кожух муфты сцепления.
- Сапун.
- Корпус коробки.
- Крышка задняя.
- Рычаг переключения скоростей.
- Корпус рычага.
- Фланец муфты.
- Гайка.
- Привод спидометра.
- Крышка поддона.
- Отверстие для заливки.
Детали в разобранном виде:
- Вилка для включения 3-й и 4-й передач.
- Вилка для включения 1-й и 2-й передач.
- Крепеж для вилки.
- Граверная шайба.
- Шток вилки для включения 1-й и 2-й передач.
- Сухарь.
- Шток вилки для включения 3-й и 4-й передач.
- Рычаг переключения скоростей.
- Шток вилки для включения 5-й передачи и заднего хода.
- Сухарик.
- Сухарик.
- Пружина фиксатора 5-й передачи и заднего хода.
- Крышка фиксаторов с прокладкой.
- Пружины фиксаторов.
- Шариковые фиксаторы.
- Вилка для включения 5-й передачи и заднего хода.
- Втулка.
Движущие части коробки передач:
- Промежуточный вал.
- Передний подшипник промежуточного вала.
- Задний подшипник первичного вала.
- Первичный вал с шестерней 4-й передачи.
- Муфта синхронизатора 3-й и 4-й передач.
- Ступица муфты синхронизатора.
- Муфта синхронизатора 1-й и 2-й передач.
- Ступица муфты синхронизатора.
- Передний подшипник вторичного вала.
- Вторичный вал.
- Промежуточный подшипник вторичного вала.
- Задний подшипник вторичного вала.
- Муфта синхронизатора 5-й передачи.
- Ступица муфты синхронизатора.
- Шестерня передачи заднего хода.
- Шестерня с синхронизатором 5-й передачи.
- Шестерня привода спидометра.
- Блок шестерен 5-й передачи и передачи заднего хода.
- Подшипник блока шестерен.
- Промежуточная шестерня заднего хода.
- Ось промежуточной шестерни заднего хода.
- Задний подшипник промежуточного вала.
- Шестерня с синхронизатором 1-й передачи.
- Шестерня с синхронизатором 2-й передачи.
- Шестерня с синхронизатором 3-й передачи.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ВАЗ 2106
Советский союз – это не просто государство, а целая эпоха, длившаяся более 70 лет. Государство стремилось стать одним из лидеров на мировой арене, поэтому крайне важно было, чтобы автомобильная промышленность была не хуже, чем в странах западного мира. Одним из ярких представителей такой гонки автопрома стал легендарный автомобиль ВАЗ 2106. Выросло несколько поколений наших граждан, которые считают шестерку лучшим отечественным автомобилем. И это не лишено здравого смысла, ведь инженеры автозавода в Тольятти создавали простой и оттого надёжный автомобиль.
Коробка передач авто ВАЗ 2106 также отличалась высокой степенью надёжности и качества. Впрочем, без высококачественного трансмиссионного масла работа КПП была бы недолгой. КПП шестерки – это основной элемент трансмиссии, с помощью которого передается крутящий момент с силового агрегата через сцепление на привод ведущих колес, регулируя скорость их вращения.
КПП ВАЗ 2106 и их устройство
На этот автомобиль устанавливалось два вида коробок передач, одна из них – механическая 4-ступенчатая трансмиссия. Вторая – улучшенный вариант предыдущей, рассчитанная на 5 скоростей, также механического типа. При этом пятиступенчатая коробка передач из-за своей модернизации отличалась большей ценой и была более требовательна в обслуживании. Кроме того, обе эти КПП (и пятиступенчатая, и 4-ступенчатая) могут быть взаимозаменяемы.
Схема переключения передач ВАЗ 2106 показана на фото.
Устройство любой из них представляет собой простую конструкцию, состоящую из нескольких валов (первичный, вторичный, промежуточные), картера и механизма переключения передач с синхронизаторами. На первичном валу находится крепко посаженная шестерёнка, которая входит в постоянное зацепление со всеми остальными шестернями. Вал вращается за счёт двух подшипников, расположенных спереди и сзади, передний к тому же находится в гнезде коленчатого вала с торца. Задний находится внутри картера и уплотнен с помощью сальника. Наличие последнего объясняется тем, что в картере находится трансмиссионное масло.
Вторичный вал вращается за счёт трёх подшипников. Игольчатый передний подшипник жёстко посажен в гнезде первичного вала, шариковый подшипник по центру находится в посадочном гнезде картера, а задний запрессован в гнездо на задней стенке. Он также имеет сальниковый элемент, предотвращающий возможную утечку масла из картера КПП.
Вал промежуточного типа представляет собой вал с блоком шестерен, вращающийся на двух подшипниках. Спереди установлен шариковый подшипник, а сзади цилиндрический роликового типа. На боковой части находится шестерня с обратным ходом движения. Что касается синхронизаторов, то конструктивно они одинаковы и состоят из ступицы, пружин и муфт, снабжённых блокираторами в виде колец.
Во многом благодаря простой, надёжной и качественной КПП ВАЗ 2106 может похвастаться неплохой динамикой и скоростными характеристиками. Всё шестерни, за исключением тех, что у задней скорости, имеют косой зуб и находятся в постоянном зацеплении. Подобная конструкция при своих небольших размерах позволяет передавать на валы больший крутящий момент, тем более передаточные числа КПП ВАЗ 2106 подобраны грамотно. На задний ход устанавливаются шестерни с прямым зубом, поэтому автомобиль не может набирать высокую скорость при включенной задней скорости, так как такие шестерни не могут передать большой крутящий момент.
Переключение скоростей происходит в результате работы муфт с синхронизаторами. Сам рычаг переключения и весь механизм представляет собой вилки со штоками. После переключения скорость фиксируется шариками с пружинами, которые удерживают шток. Инженеры также предусмотрели защиту от возможности включения сразу двух скоростей одновременно, используя для этого специальные блокираторы или же в простонародье «сухари». Для того чтобы поменять масло, в КПП есть специальные отверстия с пробками, имеющими резьбу и резиновые уплотнители.
Имейте в виду: эксплуатационные характеристики металлических деталей подобраны, учитывая использование качественного трансмиссионного масла.
Основные неисправности на КПП ВАЗ 2106 и как их устранить
Неисправности коробки передач «шестерки» имеют не одну причину. Соответственно, и способы их устранения будут разниться.
Причина неисправности | Способ устранения |
Наличие шума в КПП (может пропадать если выжать педаль сцепления) | |
Недостаток масла в картере | Проверить уровень и долить масло. Проверка на предмет утечки масла, очистка или замена сапуна. |
Изношенные подшипники или шестерни | Замена повреждённых или изношенных элементов |
Шумов нет, но скорости включаются с трудом | |
Поврежден рычаг переключения, изношена сферическая шайба, винт ограничения хода рычага КПП, искривление рычага. | Замена повреждённых деталей |
Клинит шарнир рычага | Замена изношенного элемента, смазка шарнира рекомендуемым смазочным материалом |
Заедают сухари, грязь в гнездах штоков вилок. | Замена деталей |
Затрудненное движение муфты на ступице | Очистка шлицов, удаление заусенцев |
Деформации вилок | Заменить на новые |
Не выключается сцепление | Устранить неисправности сцепления |
Между третьей и четвертой передачей отсутствует возможность зафиксировать рычаг переключения передач на нейтральной передаче | |
Поломка оттяжной пружины | Заменить пружину или установить на место, если она соскочила |
Самопроизвольное отключение передач | |
Потеря упругости фиксаторов, износ шариков или гнезд штоков | Замена деталей |
Изношенные кольца синхронизаторов | Замена |
Изношены зубья муфт или венца синхронизатора | Заменить повреждённые детали |
Пружина синхронизатора вышла из строя | Установить новую пружину |
При переключении передач слышен шум, треск или визг | |
Неполное выключение сцепления | Устранить неисправности сцепления |
Недостаточный уровень масла в картере | Проверка на утечку масла, долив масла, прочистка или замена сапуна |
Изношены зубья шестерен | Заменить детали |
Изношено кольцо синхронизатора той или иной передачи | Заменить изношенное кольцо |
Наличие люфта валов | Подтянуть крепления подшипников, замена изношенных |
Течь масла | |
Изношены манжеты | Замена изношенных элементов. Прочистка или замена сапуна |
Износ валов и забоины в местах установки манжет | Зачистка шкуркой с мелким зерном. Замена манжет. При сильном износе заменить детали. |
Забит сапун (повышено давление масла) | Прочистка или замена сапуна |
Слабое крепление крышки картера, изношены прокладки. | Подтяжка креплений или замена прокладок. |
Не до конца закрученные пробки для слива или залива масла | Подтяжка пробок |
Соотношения передаточных чисел на КПП
Седьмая модель «Жигулей» получила хороший вариант пятиступенчатой коробки. Конструкторы Волжского автозавода за прототип взяли коробку с ВАЗ 2105, заменили передаточное число главной пары редуктора с 4.3 на 4.1, далее на 3.9 и получили следующие соотношения передач.
Главная | 1 передача | 2 передача | 3 передача | 4 передача | 5 передача | Задний ход |
4,1/3,9 | 3,667 | 2,100 | 1,361 | 1,000 | 0,820 | 3,530 |
Передаточное число — это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни.
Первичный вал
Первичный вал передает вращающий момент с коленчатого вала двигателя через диск сцепления на коробку передач. Диск находится на шлицах передней части вала. На вал жестко посажена шестерня постоянного зацепления.
Для свободного вращения он уложен в два подшипника. Один подшипник находится в торце коленчатого вала, другой — в передней крышке коробки передач.
Вторичный вал
В сложном механизме КПП вторичный вал является заключительным этапом преобразования крутящего момента и передачи его на кардан. На этом валу свободно двигаются шестерни первых трех скоростей. При определенной передаче они заходят в соединения с шестернями промежуточного вала и обеспечивают нужный крутящий момент.
Вал уложен в подшипники, их три. Один запрессован в торец первичного вала, другой — в корпус коробки, третий — в заднюю крышку.
Промежуточный вал
Промежуточный вал передает вращение от первичного вала к вторичному.
Он исполняет роль сателлита. Шестерни и вал изготавливаются из единой заготовки. Установлен он на трех подшипниках. Шестеренки пятой и задней скорости находятся на нем.
Вилки
В процессе переключения скоростей участвуют вилки, которые двигают шестеренки по валу на определенное место.
Приводит вилки в движение рычаг переключения передач.
Установка КПП от Фиат Полонез (Polonez) на ваз 2107 2106 2101 и другую классику.
Для тех кто не знает: «Полонез» — машина производства Польши. Как и ВАЗ имеет родителя «ФИАТ». Механизм самой ручки переключения передач другой, более крупный, не круглый, а «квадратный», чем внешне и отличается. Из за этого придется немного расширять горловину в салоне. Кожух сцепления тоже другой, но их, как правило снимают еще в Польше. Передаточные числа «Полонез»:
1. 3,777 2. 1,944 3. 1,306 4. 1,0 5. 0,795
Это у обычного «Полонеза». А теперь перейдем к т.н. скоростной версии — «Полонез-Каро». Первичный вал «Каро» тоже без проточки, но коробка выглядит поновее и на шестерни 3-ей передачи 37 зубьев. Передаточные числа «Полонез-Каро»:
1. 3,829 2. 1,971 3. 1,321 4. 1,0 5. 0,805
Что касается сальников. Оба как у ВАЗ. Ну мало ли. Какое самое главное отличие от ВАЗовской коробки передач? Устройство пятой передачи. Она более продумана. Да и качество другое. В общем без компромисов. Кстати, думаю многим интересно будет узнать что из себя представляет пресловутый «Полонез-Каро» внешне. Вот несколько фоток:
Кстати на фотке в салоне хорошо видно расположение рычага КПП и немного позже это объяснит угол наклона кулисы Полонезовской КПП Ну а теперь от теории перейдем к практике. Итак приобретено — КПП Фиат Полонез-Каро — цена вопроса 115 у.е. (от простого Полонеза стоит около — 108 у.е.), вот фото:
На фото отчетливо видно, что корпус практически идентичен ВАЗовской КПП, разве что отсутствует пробка для заливки масла И видно что основное отличие именно в «хвосте» КПП, там где кулиса. Кстати все пробки для масла у Полонезовской КПП располагаются справа:
Так же обратите внимание на «аппендикс» внизу с просверленным отверстием, у ВАЗовских корпусов отверстие отсутствует. Впоследствии при помощи данного аппендикса будет закреплены «штаны» глушака к КПП, ибо стандартное ВАЗовское крепление установить невозможно на эту КПП. Вот на этом фото для сравнения четко видны все вышеописанные отличия:
Так же вот несколько фоток дабы наглядно понять чем отличается «хвост» этих двух КПП, да и вообще чем они отличаются внешне:
Вот ниже представлены на фото именно места, где расположены кулисы, а так же фото «вид сбоку» где хорошо просматривается разница угла наклона кулисы у ВАЗовской КПП и у Полонеза (помните фото салона Полонеза-Каро в начале статьи?) В общем от теории обсуждения перейдем к практике установки. Сразу скажу — в статье описываются именно нюансы возникающие при установке КПП от Полонеза а никак не сам процесс снятия и установки КПП как таковой — кто не в теме как снять и поставить КПП от ВАЗа — лучше вооружиться мурзилкой или опытным напарником Кстати без напарника я бы вообще лезть не стал туда — самому неудобно это все делать Итак поехали — в связи с тем что в гараже у меня не было света, пришлось еще дома при установленной родной КПП расширить отверстие в кузове со стороны салона при помощи болгарки. В идеале это делать при снятой КПП естественно. В общем фотки ДО:
А вот парочка после манипуляций с болгаркой (предварительно прикинул какой должно быть отверстие под КПП от Полонеза, так же не забудьте что ее еще нужно при установке/снятии двигать назад/вперед, так что отверстие с небольшим запасом для данного процесса получилась
После снятия ВАЗовской КПП скручиваем с нее «колокол» (он же кожух) и шпильки (Полонезовские КПП продаются без шпилек) и переставляем его на КПП от Фиата (ниже фото кожуха уже с прокладкой и слоем герметика):
А вот фото уже готовой к установке КПП от Фиата:
Забыл уточнить — у того продавца у которого я брал КПП в комплекте идет новый чехол резиновый к кулисе — если данный чехол будет дырявый, то у вас может возникнуть неприятный запах в салоне или может бросать масло из КПП, так что следите за герметичностью. Данный чехол закреплен с помощью вот такого вот «замка» как на фото:
Теперь перейдем к траверсе — траверса туда идет от ВАЗовской 5 ступки, в комплеке новая шла, а вот подушка нужна полонезовская, на выбор — б.у. бесплатно а новая 100 грн (около 12 баксов) — я взял новую. Переделки минимальны — немного не совпадают дырки крепления подушки и нужно чутка расширить отверствие дабы эта самая подушка влезла в нее. Смотрите на фото далее, на первом фото видно расил болгаркой дабы влезла подушка:
А на этом фото видно просверленные отверстие для крепления подушки:
Теперь следующий нюанс — после того как уже начнете устанавливать КПП — поймете — траверса не встанет на штатные шпильки — она смещается на пару сантиметров назад. Я поступил так — установил КПП, прикрутил ее к двигателю, А затем приподнял траверсу к кузову, разметил места для сверления и дрелью их оформил. Затем два болта со стороны салона вниз, желательно с большими шайбами — и вуаля, готово! Вот как выглядит теперь крепление траверсы к кузову:
А вот как я пока прикрепил глушак к КПП при помощи «аппендикса» который у ВАЗовского корпуса заглушен:
Ну а вот общий вид снизу:
Ну и еще нюанс — при установке «бороды» в салоне выяснилось что рычаг помимо большего угла наклона несколько смещен к class=»aligncenter» width=»667″ height=»500″[/img] Посему небольшой распил не повредит:
Так же у полонезовской КПП достаточно сильно завален рычаг назад (по сравнению со стоковой КПП). Поэтому несколько не привычно и не совсем удобно, так же может цеплять бороду. Исправляется сие относительно несложно, нужно снять и разобрать кулису (разобрать обязательно, т.к. там пластиковые втулки), нагреть место, где она загибается горелкой докрасна и методом кувалдометра или больших тисков изменить угол наклона до оптимального для вас. Я выбрал нечто среднее между стоковым и фиатовским, мне с моим ростом 189 см. очень удобно