Характеристики ВАЗ 2130
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 2130 |
Годы производства | 1993 – … |
Объем | 1774 см3 (1,8 л) |
Мощность | 61,3 кВт (82 л. с. карбюратор или 84,7 л. с. инжектор) |
Момент крутящий | 130 Нм (на 3200 об/мин) |
Вес | 122 кг |
Степень сжатия | 9,4 |
Питание | карбюратор/инжектор |
Тип мотора | рядный |
Зажигание | бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | каналы равнодлинные |
Выпускной коллектор | от 21214 |
Распредвал | от 21213 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Поршни | от 21213 |
Коленвал | сталь |
Количество подшипников коренных | 5 |
Ход поршня | 84 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 9,7 л/100 км смешанный цикл 12,1 л/100 км город – 16,5 л/100 км |
Расход масла | 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2130 | 5W-30 и 10W-40 |
Объем масла моторного | 3,75 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс мотора | заявленный 80000 км реальный 150000 км |
Регулировка клапанов | гайки и щупы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз/тосол |
Количество ОЖ | 10,7 л |
Помпа | 21073-1307011 |
Свечи на 2130 | А17ДВР |
Зазор между электродами свечи | 0,5-0,7 |
Привод ГРМ | цепь двухрядная |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001 замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | 6,675 кг |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм |
Маслосъемные колпачки | Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 11 бар |
Обороты ХХ | 700 – 750 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм маховик – 88 Нм болт сцепления – 19 Нм крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 25 + 90° (шатунный) головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм и 90° |
Ресурс 2130:1
. По данным завода – 80 тыс.км
2
. На практике – 150-180 тыс.км
Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 2120 «Надежда» ВАЗ 2121 «Нива»
Двигатель ВАЗ 2130 1,8 л. карбюраторный/инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм 2130 имеет цепной привод. Двигатель относится к так называемой «классической» серии с высоким блоком. По сравнению с нива блоком 21213, блок двигателя ВАЗ 2130 выше на 1,3 мм, благодаря этому появилась возможность поставить коленвал с ходом поршня 84 мм и получить объем 1,8л.
Получив двигатель на складе ТК, привозим его в рабочий бокс и начинаем осматривать и разбирать.
Мотор поставляется в сборе с маховиком, карбюратором, генератором на деревянной подставке. Редко доводится разбирать новый двигатель, по-этому данный отчет весьма примечателен. Здесь мы так же посмотрим, как же собирают двигателя на ВАЗе. На площадке блока у нас выбито клеймо модели — 2130. Напомню, ход коленвала Нивы 1.7 — 80 мм, ход коленвала 1.8 от Надежды — 84 мм. На данном двигателе присутствует система рециркуляции выхлопных газов — выпускной коллектор соединяется со впускным через клапан, которым управляет термодатчик, вкрученный во впускной коллектор. Данную систему мы будем удалять под корень, дабы мотор не питался своими же отходами жизнедеятельности.
Разборка двигателя ничего особого не представляет — всё как обычно, но работать с новым мотором приятно — грязь не сыпется. Мотор оснащён обычной двухрядной цепью, прокладка под ГБЦ стоит простая паронитовая. Мотор разбираем до основания.
В блок врезали маслофорсунки охлаждения поршней. Мотор переделываем на однорядную цепь — с ней снижается шумность двигателя, повышается мощность и крутящий момент (за счёт снижения мех.потерь на трение). Для этого придётся заменить все звёздочки на однорядные. Удивляет, что завод экономит на спичках — одно из упорных полуколец изготовлено из прессованного порошка — оно вообще не терпит нагрузок и часто изнашивается. А если на заводе перепутают при сборке и поставят его на нагруженную часть со стороны сцепления, то поломка неизбежна. И такие случаи уже встречались. При этом второе полукольцо на заводе ставят нормальное, из двуслойной ленты (сталь-латунь). Коленвал балансировали в понедельник или в пятницу вечером — одно сверление на противовесе вышло наискосок… Между прочим, коленвал с косым сверлением шатунных шеек и не имеет заглушек в маслоканалах.
Разбираем шатунно-поршневую группу. С завода стоят 4 (четыре) разных поршня, один из поршней имеет сильные забоины на днище, а так же явно доточен по плоскости (на фото видна грубая поверхность после проточки). Всё это придётся заменить.
Шатуны меняем на облегченные, они изготовлены в Тольятти. Качество механообработки — посредственное, после фрезы остались заусеницы и облой. Всё это убираем шарошками.
Но хуже всего разновес шатунов — разница по комплекту составляет около 10 грамм, при ВАЗовском допуске в 5 грамм. Несложно догадаться, что неприятные вибрации будут обеспечены. Доводим вес комплекта шатунов до веса самого лёгкого, снимая металл и проверяя результат на весах. Вес шатунов уравниваем грамм-в-грамм. В результате, вес облегченного шатуна — 645 грамм, вес стандартного — 724 грамм. Облегчение по всем шатунам суммарно — 316 грамм. Не бог весть что, но тоже результат.
Начинаем собирать блок цилиндров ВАЗ 2130.
Откровенно подозрительные поршни ВАЗа заменяем на ТДМКовские. Все поршни плавают по весу в пределах 3 грамм, имеют хорошее качество механообработки. Поршневые кольца ставим наборные, MAHLE. Так же собираем блок с однорядной цепью. Завод в порядке обратной унификации увеличил диаметр резьбы нижнего упора (вместо которого мы ставим ось крепления башмака натяжителя однорядной цепи), что нам на руку — не нужно заниматься переделками, как на старых карбюраторных двигателях. Маслонасос подвергается незначительной доработке. Остальные детали внимательно дефектуются, моются и ставятся на свои места.
В текущих условиях дорогой механообработки дешевле купить и поставить уже готовый облегченный маховик из Тольятти, что мы и сделали. Блок готов и собран, пора переходить к головке блока цилиндров.
Головку быстрее поставить уже готовую, благо они есть на складе. Голова доработанная, с большими клапанами 42х34 мм и столь же большими каналами — 36 мм на впуске. Про подготовку таких головок мы не раз писали в прошлых отчётах, по-этому повторяться не станем. При этом распредвал мы ставим низовой — с небольшим подъемом и узкой фазой. Для данного мотора этого вала будет вполне достаточно, тем более, что доработанная головка значительно добавит мощности на высоких оборотах. Мотор собираем на металлической прокладке.
Сборка привода ГРМ тоже стандартна — натяжитель меняем на АНЦ «Пилот», ставим и регулируем разрезную звёздочку, регулируем зазоры (до регулировки звезды, разумеется). Впускной коллектор подвергается полной переделке. Убирается и глушится система рециркуляции выхлопных газов, глушится подогрев коллектора, растачиваются и совмещаются каналы. На выпускном коллекторе так же глушится отверстие отвода выхлопных газов. Карбюратор дорабатываем — был Солекс 24х24 мм, превратился в Солекс с диффузорами 26х27 мм.
После сборки и упаковки двигателя, он готов к отправке заказчику. Снятых деталей набралось еще на коробку.
Данный двигатель будет установлен на обычную заднеприводную «классику». Стоит отметить, что данный способ (с покупкой нового двигателя) — наиболее простой и дешевый вариант увеличения объема для классики, именно его стоит предпочесть, нежели бегать за деталями по отдельности, как делали мы, собирая движок на Ниву для Иркутска. Купить готовый мотор и доработать его — заметно дешевле и быстрее, чем собирать по частям, покупая отдельные детали на рынке или в магазинах.
Статья написана: 29 января 2014 г. Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.
Неисправности ВАЗ 2130
Начнем с масла, несвоевременная замена масла в двигателе или экономия и использование масла низкого качества, приводит к тому, что после пробега 60000 км диаметры цилиндров увеличатся на 0,15мм, забудьте о дешевых маслах. Кроме того, часто бывает, что двигатель ваз 2130 ест масло, более литра на 1000км. В этом случае замеряем компрессию, исходя из этого определяем клапана приехали или кольца или что либо еще. На двигателях имеет место проблема повышенного износа распредвала, болезнь всех жигулей. Как и все предыдущие жигулевские моторы, этот двигатель ваз 2106 нуждается в регулировке клапанов, примерно раз в 7-10 тыс.км, громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте говорит именно об этом. Говорить о звуках и стуках в моторах шестерок можно вечно, кроме вышеупомянутых клапанов, к основным причинам шума в двигателе ваз 2130 относится и детонация, почему детонирует двигатель — низкооткановое топливо, нагар в камере сгорания и неверная установка зажигания, регулируете зажигание, льете нормальный бензин и проблема исчезает. Стучит двигатель ваз 2106 издавая металлический звук? Это поршневые пальцы или шатунные подшипники, нужно срочно ехать в сервис. Звук появляется во время прогрева мотора и похож на стук посуды из глины? Проблема в поршнях, неспеша можно доехать до сервиса. Стук в двигателе ваз 2106 раздающийся из нижней части мотора одновременно с падением давления масла говорит о проблеме с коренными подшипниками, глушим машину и едем в сервис на буксире. Если шум больше похож на скрип в двигателе ваз 2106, смотрите на успокоитель и натяжитель цепи грм, если скрежет со стуком — подшипник помпы. Неустойчивая работа двигателя ваз 2130 обычное дело на карбюраторных машинах, чистите жиклеры карбюратора. Если глохнет двигатель на холостом ходу, при этом обороты холостого хода отрегулированы нормально, регулируйте воздушную заслонку. Если глохнет на ходу, причина в системе питания или зажигания. Едем дальше, ваш двигатель 2130 греется или кипит? Проверяем термостат (сэкономили и купили барахло?), радиатор (забит или нет), возможно воздух в системе охлаждения, это основные моменты вызывающие перегрев. Владельцы, особенно те, кто купил машину впервые, часто кричат почему троит двигатель ваз 2130? Назову основные причины: неверно отрегулировали клапана, прогорел клапан, прокладка гбц вышла из строя, об этом подскажет скачущая температура охлаждающей жидкости, повышенная дымность из выхлопной системы (белый дым). К причинам троения мотора относится и низкооктановый бензин, неверно отрегулированный карбюратор, этот же карбюратор может стать причиной, по которой дергается двигатель ваз 2130, но если холостые держит, смотрите систему зажигания. Хочу добавить по поводу дымности, сильно дымит двигатель? Это маслосъемные кольца или сальники клапанов, везите машину в сервис и настраивайтесь на капремонт.
Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.
Ок, с этим разобрались, теперь обратите внимание на подушки двигателя они могут стать причиной вибрации мотора, если подушки износились езжайте на СТО для их замены. Кроме того причиной вибрации двигателя может стать дисбаланс коленвала и карданного вала, разные поршни и другие менее распространненые причины. Все это диагностируется и устраняется в условиях сервиса. Иногда задают интересный вопрос: что делать когда заклинил двигатель ваз? Однозначного ответа здесь нет, вскрытие покажет. Везите авто в сервис, мастер на месте определит причину и будьте готовы расстаться с хорошей суммой денег. Все вышеизложенные проблемы актуальны для всего классического семейства моторов 1,7л. и 1,8л.
Неисправности: причины и их устранение
Поскольку мотор 2130 относится к классическим вертикально-рядным ДВС производителя, он унаследовал от них следующие поломки:
Цепь ГРМ | 5/50 км |
АКБ | 1/20 |
Зазор клапанный | 1/70 |
Вентиляция картера | 2/20 |
Ремни, приводящие навесное оборудование в действие | 2/20 |
Топливопровод, крышка бака | 2/40 |
Масло моторное | 1/10 |
Маслофильтр | 1/10 |
Воздухофильтр | 1/40 |
Топливофильтр | 4/40 |
Фитинги, шланги охлаждения /обогрева | 2/40 |
ОЖ | 2/40 |
Датчик кислородный | 5/100 |
Свеча зажигания | 1 – 2/20 |
Коллектор выпускной | 1/… |
Расход топлива увеличивается | выработка инжекторного или карбюраторного узла смешивания и подачи топлива | замена деталей карбюратора/инжектора или регулировка |
Перегрев в смешанном цикле или на трассе | забитый радиатор либо износ крыльчатки помпы | ремонт/замена радиатора и помпы |
Вибрация, стук, «троение» | износ распредвала, разрегулировка клапанов, вкладышей и подшипников КШМ | замена и регулировка после диагностики |
Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.
Особенности конструкции
Традиционно для производителя АвтоВАЗ двигатель 2130 частично собран из деталей и узлов, выпускавшихся на тот момент моторов, а недостающие комплектующие создавались с нуля, применялись в более поздних версиях ДВС. Особенностями конструкции в данном случае являются: ➤ два варианта – карбюраторный, инжекторный; ➤ блок цилиндров – от 21213, но увеличенный на 1,3 мм в высоту; ➤ головка блока цилиндров – от 21011, но камеры сгорания увеличены до размера 53 х 81 мм (две ступеньки, выполненные фрезерованием); ➤ поршневая группа – от 21213 без изменений; ➤ шатуны – от 21213; ➤ привод ГРМ – цепь двурядная роликовая и успокоитель от 2103, натяжитель от 21213; ➤ распредвал – от 21213; ➤ коленвал – сталь, ковка, посадочные места, как у 21213, но радиус ➤ кривошипа увеличен до 41,9 мм; ➤ карбюратор Солекс или распределенный попарно-переменный инжекторный впрыск топливной смеси. При обслуживании мотора вначале актуальная информация, какое масло лить по вязкости. Для 90% двигателей АвтоВАЗ допускаются варианты 5W30 – 15W40. Затем для обеспечения высокого ресурса смазки, необходимо знать, какое масло лучше у отдельных производителей. Учитывая характеристики двигателя и экономию эксплуатационного бюджета, специалисты рекомендуют Лукойл, Мобил, Зик и Роснефть.
В каких авто использовался?
С момента создания по настоящее время мотор 2130 становился силовым приводом следующих автомобилей опытного производства ОПП АвтоВАЗ: • 2121 Нива (до 2006 года), Лада 4х4 (после 2006 года) – трехдверный внедорожник; • Lada 4?4 5D – пятидверный внедорожник; • 2120 Надежда – минивэн семиместный; • 2129 Кедр – трехдверный удлиненный внедорожник; • 2130 Кедр-2 – продолжение серии с измененным салоном; • 2131СП – «Скорая помощь»; • 213102 Лада Бронто – инкассаторский бронемобиль; • Lada 4[4 Pickup – пикап на базе Кедра; • 1922-50 Lada Бронто Марш-Лонг – снегоболотоход; • 2123 Шеви-Нива – компактный внедорожник; • 2328 Волк – укороченный двухместный пикап; • ФВК-2302 Бизон – двухместный пикап на деревянной платформе с усиленной подвеской (рессоры).
Тюнинг мотора ВАЗ 2130
С сохранением заявленного производителем ресурса двигатель 2130 можно формировать до 120 л. с. В принципе потенциал мотора позволяет обеспечить мощность 200 л. с., однако в этом случает тюнинг получается слишком дорогим, резко увеличиваются эксплуатационные расходы. Классический тюнинг производится по схеме:
✔ расточка цилиндров до 84 мм – межцентровой размер это позволяет без снижения прочности блока; ✔ использование кленвала с ходом поршня 86 – 90 мм – необходим подбор поршней со смещенным пальцем и коротких шатунов; ✔ доработка коллекторов – «паук» на выпуске, шлифовка внутренних поверхностей впускного тракта; ✔ Установка более злого распредвала; ✔ Расточка каналов головки блока цилиндров. Например, тюнинг расточкой цилиндра до 84 мм с сохранением КШМ позволит увеличить объем до 1.9 л. При дополнительном увеличении хода поршня до 88 мм объем повысится до 2,0 л моментный тракторный мотор. Данный блок с расточенными каналами ГБЦ, легким маховиком и клапанами без усилий позволяет снять порядка 100 л.с. А используя широкоизвестный распредвал Нуждин 10,5 и доработанный карбюратор (увеличенные диффузоры) имеем конфигурацию с отдачей более 105 л.с. При объеме 1,9 с валом Нуждин 11,2 получаем около 110 л.с.
Таким образом, ДВС 2130 действительно улучшил эксплуатационные характеристики взятого за основу мотора 21213. Повысился крутящий момент, причем на малых оборотах, улучшилась приемистость. Возможна дополнительная модернизация ДВС за счет заложенного потенциала.
Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2130
Двигатель ВАЗ 2130 1,8 л. карбюраторный/инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм 2130 имеет цепной привод. Двигатель относится к так называемой «классической» серии с высоким блоком. По сравнению с нива блоком 21213, б лок двигателя ВАЗ 2130 выше на 1,3 мм, благодаря этому появилась возможность поставить коленвал с ходом поршня 84 мм и получить объем 1,8л.
Поговорим о минусах, двигатель классический и все проблемы шестерок и семерок есть и здесь. Двигатель ВАЗ 2130 стучит, греется, троит и т.д., в чем причина и что делать читаем ТУТ. Кроме того, на двигателях имеется проблема повышенного износа распредвала, собственно как и на всей классике, а так же потребность в регулярной (каждые 7-10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов, об этом говорит громкий стук при работе мотора на холостом ходу который слышно с места водителя при закрытом капоте.